История школы
Школа цифрового века
Школьный музей
Его имя носит гимназия
Символика гимназии
Экспериментальная работа
ГТО
Проектная деятельность

VC Instagram


Образовательные стандарты
Стандарт организации работы ОУ

Управляющий совет


Образовательные ресурсы


Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №9 на 2014-2019 годы (pdf)

Публичный отчет об образовательной и  финансово-хозяйственной деятельности гимназии за 2015-2016 уч. год (pdf)

 

Психосфера


Малахитовая шкатулка

Мостик из слов

Понедельник начинается в субботу

Так начиналась школа…

    На восточной окраине г. Коломны, в устье реки Москвы, в районе бывшего села Боброва раскинул свои корпуса машиностроительный гигант Подмосковья – Коломенский тепловозостроительный завод им. В.В. Куйбышева.
    Здесь в сентябре 1918 года по инициативе рабочих Коломзавода была создана школа. Называлась она тогда 6-ая Советская школа I и II ступени. Место для школы нашли в первых двух этажах пятиэтажного заводского дома в Голутвине (сейчас напротив ж/д станции), где до октября 1917 года жили акционеры и чиновники завода.
   Открытие школы стало волнующим событием в жизни жителей тогдашнего села Боброва. Огромную помощь в организации школы оказал директор завода Урываев Михаил Егорович. Не оставались в стороне и рабочие. Они собирали мебель для школы, помогали заготавливать дрова на зиму, когда могли, поддерживали материально.
   Коллектив педагогов, которых возглавлял опытный учитель-математик А.П. Деев, дружно принялся за работу по обучению и воспитанию детей рабочих. Начались учебные занятия. Днем в школе обучались дети, а вечером овладевали знаниями взрослые рабочие. В свободное от уроков время и учителя и ученики приходили на субботники по уборке территории школы и завода, собирали металлолом для литейных цехов завода, переносили заготовки мелких деталей в механические цеха, разносили по цехам и отделам приказы и распоряжения. Так зарождалась дружба коллектива рабочих с учащимися школы.
    В 1919 году в школе было 214 учеников, в 1920 году школу пришлось переводить на двухсменную работу. Классы были рассчитаны на 15-20 человек, а сидело за партами до 40 учеников. К 1924 году школа второй ступени имела 12 групп при 5 годах обучения. В них училось 367 школьников (40% - мальчиков, 60% - девочек). По социальному происхождению состав учащихся распределялся следующим образом: дети рабочих 20%, крестьян 21%, служащих 34%, кустарей и ремесленников 4%, нетрудового населения 9%, безработных 12% .
    В первый год на школу выделили всего 9 учебников (буквари и задачники). В начале 20-х школьная библиотека насчитывала уже 38 экземпляров. В последствие при поддержке родителей, рабочих завода была собрана школьная библиотека, состоявшая из 680 книг. И это в годы Гражданской войны, когда люди предпочитали сжигать книги, чтобы согреться!
   Шла гражданская война, а школа продолжала работать. На занятия приходили ученики, пускай не всегда сытые и одетые должным образом, но с огромным желанием учиться. В те годы не редкость были семьи, где на семью приходилась одна пара обуви, которую заменяли брезентовые ботинки на деревянной подошве.
24 февраля 1920 года при помощи Коломзавода была открыта детская столовая. В те голодные годы разрухи это была единственная возможность для многих ребят хоть что-то поесть. Рассчитанная на 150 человек, к концу года она кормила уже около 240 ребятишек. Буквально на следующий год бесплатное питание в столовой стали получать и старшие школьники II ступени. Многим из учеников дома было есть нечего. Один раз в день давали осьмушку черного, ржаного хлеба и несколько ложек чечевичной похлебки чаще всего без соли (она тогда была редкостью). Настоящим праздником были щи из кислой капусты. Что уж говорить о нехватке учебной литературы! Замечательные учителя школы (Деев А.П., Ракицкий И.А, Перцев С.В.) проводили уроки без учебников, пересказывая содержание «Войны и мира» Л.Н. Толстого, цитируя целиком «Евгения Онегина» А.С. Пушкина по памяти (Евгения Карловна Кнорре). Несмотря на тяжелые условия, в которых находилась школа в те годы, учащиеся не только овладевали знаниями, но и принимали активное участие в культурно-просветительской работе. Устраивали спектакли, читали лекции рабочим поселка.
   Первый выпуск учащихся состоялся в 1921 году. Свидетельства об окончании 6-ой Советской школы второй ступени (так тогда называлась наша гимназия) были написаны на тетрадных листах. В свидетельствах никаких оценок не стояло, а было сказано, что выпускники получили знания, соответствующие 7 классу бывших, царских, учебных заведений, а дальше шло перечисление прослушанных предметов. В числе первых выпускников нашей школы был Николай Сенчищев, оставивший воспоминания о школе первых лет, хранящиеся в школьном музее.
   Осенью 1919 года при активном участии заводских партийцев в школе была организована первая школьная комсомольская организация. В её состав входили 8 комсомольцев. Они помогали учителям в улучшении материально-хозяйственных условий в школе, в проведении культурно-просветительской работы. Вместе с учителями-комсомольцами входили в самоуправление школы. А зимой 1923 года помогли младшим школьникам организоваться в первый пионерский отряд.
   В первые годы в школе активно работал орган самоуправления. Его силами была построена сцена, открыт клуб, кабинет естественной истории, организован ряд кружков: литературный, драматический, обществоведения, физкультуры и рукоделия. В кружках занималось около 70% от всего состава учащихся школы. Школьники в те года ходили на экскурсии в поле, на завод, в деревню и т.п.
   По решению совета самоуправления было решено «обложить платою за обучение» школьников. Сумма была по тем временам не большая 1991 рубль 38 копеек за первое полугодие. Однако собранных денег хватило на ремонт школы и пополнение библиотеки.
   В 1928 году для школы был выделен кирпич для строительства нового здания. Это было первое каменное здание, построенное в городе после революции. Новое здание (современная гимназия) было двухэтажным.
   На первом этаже размещались 1-4 классы, а также слесарная и столярная мастерские. В ход в школу был со двора, через боковую запасную дверь, а примыкающий к ней класс был оборудован под раздевалку. Второй этаж, как вспоминали впоследствии ученики 20-30-х годов (Гуськов С., Тихомиров Б.), напоминал дореволюционную гимназию. Царили порядок во всем и чистота. В перемены по коридору, взявшись за руки, важно прогуливались учащиеся 8-10 классов (будущие студенты). Учителя отличались аккуратностью и строгостью одежды. Никаких драгоценностей, никакой косметики.
   В 30-ые годы, теперь уже 9-ая школа, официально считалась образцовой. Она была укомплектована лучшими преподавателями города (многие из гимназий дореволюционных школ), в ней были собраны необходимые учебные пособия. Материальное обеспечение, по отзывам учеников того времени, было лучше, чем в других школах города. Для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения в школу № 9 приходили ребята со всех концов города и близ лежащих деревень (в то время села, на территории от современного Голутвина до реки Оки и Москвы реки в состав города не входили).
   Школа жила активной жизнью. Большой популярностью пользовалась сатирическая газета «Иголочка», выходившая в свет с завидным постоянством и бившая не в бровь, а в глаз по недостаткам школьной жизни. Это была не стенгазета в обычном смысле слова. Иногда она доходила до 12 листов и была выставкой школьных талантов, творчества и дерзаний.
   Другой достопримечательностью того времени был школьный джаз, выступавший даже на областном конкурсе художественной самодеятельности в Колонном Зале Дома Союзов. Все держалось на коллективных исканиях, на общей выдумке. Из инструментов в школе было только старенькое пианино, все остальное ребята приносили из дома. Автором слов был Сергей Гуськов, а музыку писал Андрей Краснов, ученики школы того времени, материалы о которых представлены в экспозиции музея. Действовала театральная студия. Ребята сами писали сценарии, сами играли и шили костюмы.
   В 1941 году началась Великая Отечественная война. Дважды помещение нашей школы использовалось под госпиталь. Ученики вместе с учителями переходили, сначала в 7 школу, а потом в 24-ю, где продолжали обучение в третью смену. Но даже в таких условиях школа продолжала учить и воспитывать, выпуская в большую жизнь образованных и интересных людей.

Эти интереснейшие воспоминания о школе первых годов оставила Н.Р. Чернышова, учитель немецкого языка, проработавшая в гимназии № 9 сорок лет.

Материалы музея гимназии.